Агентство распространения средств массовой информации

ООН всеми силами старается сохранить хрупкий мир на Балканах, но это ей удается с переменным успехом. Совет Безопасности ООН провел заседание для обсуждения резолюции Генассамблеи по вопросу геноцида в Сребренице в 1995-м году. Некоторые члены ООН считают, что слово «геноцид» в документе не способствует национальному примирению.

Заседание Совета Безопасности было созвано по требованию России в поддержку письма Сербского члена Президиума Боснии и Герцеговины, адресованного Совету Безопасности. В письме говорится, что проект резолюции Генеральной Ассамблеи по Сребренице является угрозой для действенного и устойчивого функционирования государства.

Резолюция Генассамблеи, голосование по которой назначено на 2-е мая, намерена учредить День памяти жертв геноцида в Сребренице, где в 1995-м году сербы убили более 8-ми тысяч мужчин-боснийцев.

«Некоторые члены ООН считают, что эта резолюция — безвредная и представляет собой акт человеческого сострадания, — сказала на заседании Сербский член Президиума Боснии и Герцеговины (БиГ) Желька Цвиянович. — Однако очевидно, что в основе ее лежат намерения совсем не безвредные. Профессор Фрэнсис Бойл, юридический советник боснийских политических лидеров, в прошлую пятницу 26 апреля, в интервью сараевскому каналу заявил, что после принятия этой резолюции в Генеральной Ассамблее ООН все пробоснийские силы должны объединиться и использовать ее для того, чтобы Республика Сербская перестала существовать. Это опасное заявление, к сожалению, отражает преобладающее намерение многих боснийских политических лидеров и ясно показывает, что предлагаемая резолюция будет подрывать мир и стабильность в Боснии и Герцеговине».

В соответствии с Дейтонскими мирными соглашениями 1995-го года, Босния и Герцеговина управляется Президиумом, состоящим из представителей трех этнических групп — боснийцев, боснийских сербов и хорватов. Президент Республики Сербской, входящей в состав Боснии и Герцеговины, Милорад Додик, позиционирует себя как главный союзник России на Балканах. А Россия пытается не допустить присоединения страны к НАТО и ее интеграцию в Евросоюз.

«Очевидно стремление авторов в формате документа Генассамблеи ООН затвердить отвечающую лишь их интересам квалификацию исторических событий, — сказал на заседании постоянный представитель России при ООН Василий Небензя. — Задачам продвижения межнационального примирения в БиГ предложенный документ нисколько не отвечает. Не говоря уже о том, что в случае, если он будет вынесен на голосование, он может спровоцировать цепную реакцию по всему миру. Достаточно вспомнить, сколько у многих народов скелетов в шкафу и не до конца зарубцевавшихся ран и обид друг на друга».

Постпред Боснии и Герцеговины при ООН Златко Лагумджия решительно заявил, что резолюция Генассамблеи, наоборот, будет способствовать объединению народов страны и поможет избежать этнических конфликтов в будущем.

«Геноцид, совершенный в Сребренице, не является спорным вопросом, это исторический и юридический факт, подтвержденный заключениями Международного суда и Международного трибунала по бывшей Югославии, — сказал Златко Лагумджия. — Эти окончательные заключения высших судебных органов ООН подтверждают, что против боснийцев в районе Сребреницы был совершен геноцид. Эти судебные заключения не могут быть вычеркнуты из истории человечества, их нельзя оспаривать на внутреннем, региональном или международном уровнях».

Милорад Додик не раз заявлял, что, если Запад будет продолжать оказывать давление на Боснию и Герцеговину, — Республика Сербская выйдет из ее состава. На заседании многие члены Совбеза обвинили политиков Республики Сербской в дестабилизации ситуации и в подстрекательстве к распаду государства.

«Президент Республики Сербской Додик является вопиющим тому примером, — сказал, выступая на заседании, представитель США Роберт Вуд. — Он принял ряд мер, подрывающих государственные институты, и постоянно призывает к распаду страны. Его опасные действия угрожают миру и безопасности в регионе. Соединенные Штаты наложили санкции на Додика и на тех, кто поддерживает его коррумпированные и направленные против Дейтонских мирных соглашений действия, чтобы вынудить его действовать в рамках законов и государственных структур Боснии и Герцеговины».

Дейтонские соглашения наделили представителя ООН в Боснии и Герцеговине определёнными полномочиями по контролю за работой там демократических институтов. Сегодня этот пост занимает немецкий политик Кристиан Шмидт.

«Мадам Цвиянович, я не знаю профессора, о котором вы говорите, но мы все согласны, что он совершенно не прав, — заявил высокий представитель ООН в Боснии и Герцеговине Кристиан Шмидт. — Республика Сербская является неотъемлемой частью Боснии и Герцеговины. Уважаемые члены Совета Безопасности — существуют ли угрозы для мирных соглашений? Да, существуют. Президент и официальные лица Республики Сербской подрывают Дейтонские соглашения своей постоянной подстрекательской риторикой о распаде государства».

В июле прошлого года высокий представитель ООН в Боснии и Герцеговине, предшественник Шмидта, запретил отрицание геноцида любых этнических групп во время Балканских войн. Однако боснийские сербы восприняли этот запрет на свой счет — и резко его критикуют. В октябре Кристиан Шмидт в специальном докладе отметил, что Босния и Герцеговина переживает «самую серьезную экзистенциальную угрозу» с начала 1990-х годов прошлого века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *