Агентство распространения средств массовой информации

Мэлор Струа, Миннеаполис

Производителям кока-колы и пепси-колы нанесен сильный удар. В только что вышедшем номере «Журнала Американской медицинской ассоциации» опубликованы итоги восьмилетнего исследования влияния сладких безалкогольных напитков на здоровье человека. Исследование проводилось специалистами Гарвардской школы здравоохранения. В течение восьми лет они наблюдали за 52 тысячами медицинских сестер, потреблявших эти напитки.

Исследование показало, что употребление сладких безалкогольных напитков (СБН) не только способствует ожирению, но и является причиной национальной эпидемии диабета второго типа. Такой диагноз поставлен почти 17 миллионам американцев — 90,9% всех болеющих диабетом в США.

Исследователи сравнивали состояние здоровья медицинских сестер, которые пили не более одной стандартной банки или бутылки СБН в месяц, со здоровьем тех медсестер, которые потребляли одну или больше ежедневно. Во второй группе заболевших диабетом было достоверно больше.

Производители сладких газировок, и в первую очередь компании «Кока-кола» и «Пепси-кола», сразу же ополчились на гарвардское исследование. Американская ассоциация напитков заявила: «Просто необъяснимо, почему авторы исследования взяли на прицел исключительно СБН». Вице-президент ассоциации Ричард Адамсон сослался на то, что ни СБН, ни потребление сахара не упоминаются в качестве причины диабета ни Национальным институтом здоровья, ни Американской ассоциацией по диабету. Итоги гарвардского исследования Адамсон квалифицировал как «провокационные голословные утверждения».

Но «провокационные голословные утверждения» подтверждаются неоспоримым фактом: потребление газировок — высококалорийных, но лишенных каких-либо важных питательных элементов — является одной из основных причин того, что Америка толстеет. (Другие причины — «автомобильная культура», то есть недостаток физической активности и питание в системах фаст-фуд). Исследователи напоминают, что одна банка кока-колы или пепси (0,33 л) содержит 140-150 килокалорий, что эквивалентно 10 чайным ложкам сахара. Средний американец выпивает в год 52,3 галлона — около 198,7 литра — газировки. Легко подсчитать, какое количество сахара в них содержится. Для сравнения: тот же средний янки пьет в год 20,3 галлона (77,1 л) молока и 16,6 галлона (63 л) бутилированной питьевой воды.

Производители сладких напитков еще задолго до публикации доклада об итогах исследования, пытаясь ослабить критику в свой адрес, стали выпускать питьевую воду, апельсиновый сок. Но изменить привычки американцев не так просто.

Выводы гарвардского исследования совпадают с данными о риске заболевания диабетом по всем категориям населения: те, кто страдает ожирением, и те, кто не страдает, те, кто ведет активный образ жизни, и те, кто предпочитает отдыхать лежа на диване, те, кто потребляет большое количество жирной пищи, и те, кто соблюдает принципы здорового питания. На большом статистическом материале оно показывает, что для женщин, ежедневно пьющих сладкую газировку, риск заболеть диабетом второго типа на 83% больше, чем для тех, кто ее не употребляет.

Ричард Адамсон, пытаясь отвести критику от производителей, утверждает также, что активными потребителями газированных напитков являются те, кто любит много поесть, курит и вообще ведет нездоровый образ жизни, то есть СБН повинны лишь в сочетании с другими вредными факторами, а не сами по себе. Но авторы гарвардского исследования отнюдь не утаивали тот факт, что «потребители СБН предпочитают малоактивный образ жизни, курят, поглощают больше жиров и меньше белков» и т.д. Именно поэтому они анализировали «вклад» каждой составляющей их образа жизни, включая также потребление кофеина, чипсов, мяса, сладостей, овощей и фруктов. Результаты оказались теми же: сладкая газировка — самый значимый фактор риска развития диабета второго типа среди американок.













«