Агентство распространения средств массовой информации

Семен Вайншток

Вчера в своем блоге Навальный опубликовал документы по реализации проекта ВСТО, подготовленные в 2008 г. специалистами «Транснефти» по запросу Счетной палаты. «Только на проектно-изыскательских работах украли 10 млрд руб.», — пишет Навальный, ссылаясь на материалы компании. […]



По оценке Навального, общая сумма растраты при строительстве ВСТО — не менее $4 млрд. Расчеты сделаны на основании опубликованных документов, экспертных оценок и публикаций СМИ, уточнил он «Ведомостям». […]



Представитель Счетной палаты вчера не смог подтвердить подлинность опубликованных Навальным документов: «В ближайшее время мы сверим эти бумаги с теми, что имеются в нашем распоряжении». Документы уже запрошены из архива по специальному поручению руководства — оно было дано вчера, сразу после публикации заявлений Навального, отметил представитель Счетной палаты. […]



«В этой истории еще очень много вопросов. Например, совершенно не ясно, на каком основании нефтепровод и нефтеналивной терминал в Сковородине были исключены из состава объектов первой очереди проекта», — возмущается Навальный. В обращении к генпрокурору он указывает на то, что контракт с ОАО «Энерготерминал» (владелец порта в Сковородине) был подписан «Транснефтью» в нарушение распоряжения правительства.



Сначала планировалось, что нефтеналивной терминал в Сковородине (мощность — 15 млн т) войдет в состав ВСТО, рассказывал «Ведомостям» бывший топ-менеджер «Транснефти». Но в окончательном документе, подготовленном Минэнерго, упоминания об этом объекте нет. Оказалось, что землю под терминал в Сковородине к тому времени купили структуры владельца группы ЕСН Григория Березкина. А тот убедил руководство «Транснефти» в совместной реализации проекта. Это подтверждает и другой бывший сотрудник монополии. У монополии не было выбора, отмечает собеседник «Ведомостей»: «Ставилась задача осуществить ВСТО в кратчайшие сроки, а “Транснефть” не могла это сделать без согласования с собственниками земли. Поэтому пришлось соглашаться на предложение Березкина».



Березкин сумел найти общий язык и с новым руководителем «Транснефти» Николаем Токаревым, который возглавил монополию осенью 2007 г. А в августе 2008 г. стало известно, что контроль в «Энерготерминале» перешел к «Транснефти», а у Zalana Березкина осталось 49,96%. Структуры ЕСН построили «Сковородино», а после смены руководства «Транснефти» уступили ей контроль в операторе терминала, объяснял ранее представитель ЕСН.

*** С начала строительства труба не раз дорожала: проект стартовал с бюджетом 164,04 млрд руб., говорится в отчете Счетной палаты. Из-за переноса маршрута подальше от Байкала ВСТО подорожал до 303 млрд руб. В январе 2009 г. президент «Транснефти» Николай Токарев оценивал проект в 450 млрд руб.

*** » Николай Токарев

Бывший коллега и кореш Владимира Путина […].



Посколько Вайншток платил всем вокруг — снести его было нелегко. И в течение нескольких месяцев после своего ухода он продолжал контролировать компанию. Поэтому для зачистки Транснефти от недружественных элементов, нежелающих направлять бабло-КАМАЗы в нужную сторону, была дана Высшая Политическая Команда: провести детальную честную проверку святая святых — строительства ВСТО.



Для чего и выписали Счетную Палату РФ в том числе.



Проверку провели. Но было что-то в ней такое, от чего её результаты сразу засекретили. Счетная Палата свой доклад тоже скрыла, ограничившись невнятным заявлением о том, что «»нарушений много, но ничего страшного»».



Главный наш счетный палатчик, «»настоящий офицер»» Сергей Степашин таинственно сверкал очочками, но хранил молчание.



Сергей Степашин

[Радио «»Свобода»», 16.11.2010, «»Навальный пошел по трубам»»: — Насколько я знаю, — продолжает Алексей Навальный, — огромное количество журналистов и экспертов пытались получить отчет Счетной палаты, который, собственно говоря, теоретически не является секретным документом и должен быть доступен широкой публике. Однако Счетная палата эти данные скрыла. Я очень надеюсь, что председатель Счетной палаты Сергей Степашин каким-то образом прокомментирует, почему его ведомство скрывало хищения в таких масштабах и не предприняло ничего, чтобы наказать виновных и привлечь их к ответственности.

Пока никакой официальной реакции не последовало. Что и понятно. Масштаб хищений поражает: ВСТО — реальный общенациональный проект, самая грандиозная стройка со времен Советского Союза, поэтому власть пытается сейчас выработать некую политическую позицию. Никакой рядовой милиционер или прокурор не может расследовать это сам по себе: то, что произошло на примере «»Транснефти»», затрагивает самые основы власти. Нельзя украсть 4 миллиарда долларов так, чтобы об этом не знали высшие руководители государства. Поэтому, я думаю, они заняты сейчас тем, что вырабатывают политическую позицию. — Врезка К.ру]



Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: задача — найти материалы проверки.



Ну вот мы их и искали. Долго. […]



Нашли мы бумаги.



Не все, но важную их часть. Еще несколько месяцев ушло на то, чтобы подтвердить, что бумаги подлинные и это не подстава и не «»слив»».



Откуда взяли — не скажу, но замечу, что как в Счетной Палате, так и в Транснефти работает много людей и не все они жулики.



Сегодня я представляю вашему вниманию эти документы.



Они превзошли все наши ожидания.



Называется это: «»Материалы, подготовленные ОАО «»АК «»Транснефть»» по запросу Счетной Палаты № ЗИ-11-03-69/11-03″».



Такая объемная папочка, в которой за подписями реальных высокопоставленных сотрудников Транснефти, включенных в проверочные комиссии, сухим языком описывается: УКРАЛИ ВСЁ.



Воровали. Завышали цены. Мухлевали с подрядчиками. Потом уничтожали документы. И т.д. и т.п.



Все с цифрами и фактами. Каждый раздел подписан несколькими экспертами. Весь доклад утвержден первым вице-президентом Транснефти.



Когда я все это читал, доклад несколько раз падал у меня из рук. Только на проектно-изыскательских работах украли 10 млрд. рублей.



По сути, все подрядные организации на суперстройке были посредническими прослойками, через которые вынимали деньги.



— Это же БОМБА, думал я, после этого и Вайншток и половина руководства Транснефти должны были сесть так надолго и так прочно, что срок Ходорковского покажется легкой отсидкой.



Однако память вещь упрямая. И она все время напоминала мне о том, что после этого замечательной проверки Семен Вайншток пришел к известному борцу с коррупцией Владимиру Путину, который отправил его в сторону, прямо противоположную Республике Мордовии, куда принято отправлять жуликов и воров.



А именно:



Семен Вайншток был назначен первым руководителем вновь созданной Олимпийской Корпорацией, ответственной за строительство объектов Олимпиады в Сочи. Многие очень смеялись в этот день.



Впрочем руководил он недолго. Сочи — это не Восточная Сибирь, махинации найти легче, поэтому Вайншток оставил и этот пост и в настоящее время проживает в городе Лондоне, где скупил изрядную часть элитной недвижимости и Израиле, где занимается бизнесом.



Переходим непосредственно к материалам.



Самые любознательные и дотошные могут скачать (.pdf, 17,5 Mb) […]. Посмотреть, пощупать, проверить подписи и т.д. Там несколько сотен страниц, но текст вполне читабельный. […]



Если есть пара свободных часов — очень рекомендую. Очень многое становится понятнее: о стране, о вертикали власти, об отважных чекистах и милиционерах, о распределении национального богатства.



Для остальных выкладываю некоторые цитаты.



Еще раз обращаю внимание: это не мой доклад, это не мнение аналитиков или экспертов. Это официальные материалы компании Транснефть, подготовленные и подписанные десятками ее сотрудников.



Фрагменты материалов, предоставленных Счетной палате Российской Федерации в 2008 году:



Завышение стоимости проектно-изыскательских работ, проводимых ОАО «ВНИИСТ» по проектам «Трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан».





Несоответствие сметной документации по строительству «Трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан» (далее — ТС ВСТО) требованиям задания





Завышение сметной стоимости строительства объектов вследствие ошибок и недостатков проектирования.





Проведение торгов по выбору подрядных организаций, поставщиков оборудования, исполнителей работ для реализации проекта строительства ТС ВСТО с многочисленными и грубыми нарушениями законодательства, неправомерный отказ от торгов







Незаконное уничтожения материалов конкурсных торгов.





Ни одна из генподрядных организаций не была в состоянии выполнить строительно-монтажные работы в полном объеме и в необходимые сроки.





Например, в результате невыполнения генеральным подрядчиком ЗАО «Краснодарстройтрансгаз» своих обязательств по контрактам, ОАО «АК Транснефть» необоснованно понесла ущерб в сумме 2444 033,98 тыс. рублей.





Большинство генподрядчиков учреждено подставными оффшорными компаниями. В ряде случаев компании регистрировались на подставных лиц по поддельным подписям.





Многочисленные факты фальсификации исполнительной документации и использования подложных документов.







Отсутствие экономического смысла договоров с генподрядчиками. Все генподрядчики — прокладочные посреднические конторы.









Многочисленные нарушения, связанные с привлечением подрядчиков (пример)









Многочисленные нарушения, связанные со строительством нефтепровода и нефтеналивного терминала в г. Сковородино.







Ну и так далее. Воровали по-полной. На каждом этапе проектирования и строительства.



Где же беспрецедентное следствие? Где десятки оперативно-следственных групп, разъезжающих по стране? Где сотни понурых людей, сидящих на скамьях подсудимых?



Ничего этого нет. Деньги украдены. Путин нажал на кнопку и запустил проект.



Владимир Путин

Эффективные Менеджеры довольно улыбаются. КАМАЗы с баблом по-прежнему выезжают из ворот Транснефти и скрываются в неизвестном направлении. Российская диаспора в Лондоне и Цюрихе прирастает людьми, недвижимостью и красными спортивными автомобилями.



Россия и весь её многонациональный народ утёрлись.



Можем мы что-то с этим сделать? Можем.



В любом случае мы обязаны попробовать. Мы ОБЯЗАНЫ.



Потому что запланированы (или уже идут) новые мегагиперпроекты.



Вот некоторые:

— на «»Северный»» и «»Южный»» потоки выделены 650 млрд рублей

— на вторую часть ВСТО — 400 млрд

— Самит АТЭС — 300 млрд

— Сколково — 100 млрд

— Олимпиаду — 1 трлн рублей.

и т.д.



И ОНИ СНОВА ВСЕ УКРАДУТ.



Все нефтедоллары, выкачанные из нашей страны, вкладываются в грандиозные, никем не контролируемые стройки. И воровская банда снимает со всего свои жирные 35%.



Случай с Транснефтью уникален тем, что нам удалось найти доказательства. Документы, подписи, печати.



Используя пример Транснефти мы имеем все основания требовать 1) масштабного расследования 2) наказания виновных 3) принципиально иной системы контроля и прозрачности «»суперпроектов»».



[…]



Борьба будет нелегкой и, видимо, долгой.



Чтобы добавить сурового реализма и правды жизни, просто повешу известную и весьма символичную фотографию:



ВСТО построен. В торжественной обстановке сделан последний шов. Все уже знают, кто сколько и на чем украл, но улыбаются.



Вице-премьер правительства РФ И. И. Сечин делает на шве символическую надпись.



Ставит имя того, кто лично курировал ВСТО.



Того, кто всё знал и во всем участвовал.



Слева направо: Николай Токарев, Сергей Шматко и Игорь Сечин

Это я к тому, чтобы иллюзий не было.



Жулики так просто не сдадут ни постов, ни денег.



Но это ничего не меняет.



Надо попробовать.



[РИА «»Новости»», 16.11.2010, «»»»Транснефть»»: проверку ВСТО инициировало новое руководство компании»»: «»Новое руководство «»Транснефти»» само инициировало эту проверку в конце 2007-го — начале 2008 года. Мы вынуждены были инициировать эту проверку, потому что радикально не соблюдались сроки строительства ВСТО. В целом из-за недобросовестной работы подрядных организаций график строительства был смещен на год. Мы уже выиграли ряд судов с подрядчиками, ряд судебных разбирательств еще продолжается»», — сказал официальный представитель нефтепроводной монополии. — Врезка К.ру]

*** «»»