Руководители «Яндекса», Google, Mail.ru, «Вконтакте» и «Рамблера» обратились к правообладателям и законодателям с разъяснением своей позиции относительно размещения пиратского контента в интернете.

Крупнейшие интернет-компании, работающие на российском рынке, объединились для того, чтобы объяснить правообладателям, кто виноват в нарушениях авторских прав в интернете, и как с этим можно бороться.

«Интернет-сервисы, как и любые другие технические инструменты, могут использоваться не только во благо, но и во вред. Контент, который пользователи сами размещают в интернете, может оказаться не соответствующим требованиям законодательства, — говорится в подписанном директорами обращении. — С ростом размеров и значимости интернета эта проблема привлекает все больше и больше внимания. При этом понятно, что в ее решении невозможны крайности — ни когда все разрешено и царит безответственность, ни когда действует общий запрет и главенствует цензура».

В последнее время наибольшее напряжение эта проблема, по мнению авторов письма, вызывает у правообладателей. «К сожалению, в России в последнее время правообладатели все чаще предпочитают привлекать к ответственности не тех, кто размещает или распространяет незаконный контент, а интернет-компании, — утверждается в обращении. — При этом игнорируется очевидный факт: компании, которые предоставляют свои сервисы миллионам пользователей, не имеют ни правовых оснований, ни технических возможностей, чтобы отслеживать каждое действие каждого пользователя и оценивать его законность или незаконность».

Подписавшие обращение компании говорят, что предоставляют пользователям техническую возможность обмениваться информацией, хранить и искать ее. При этом они признают, что недобросовестные пользователи нарушают как их правила, так и закон.

На эти нарушения в интернет-компаниях реагируют по стандартным схемам: «при получении обоснованного уведомления, содержащего точный адрес спорного материала, который размещен на наших сервисах, мы в течение разумного срока приостанавливаем доступ к спорному объекту. По своему усмотрению, мы можем информировать пользователя о факте обращения по поводу нарушения им авторских и смежных прав. Если пользователь не согласен с претензиями в свой адрес, он может прислать встречное уведомление, перестать быть анонимным и сообщить контактную информацию. Эту информацию мы сообщаем правообладателю. Таким образом, правообладатель получает информацию о надлежащем ответчике и может обратиться в суд. Если мы приняли решение не уведомлять пользователя или если встречное уведомление от пользователя отсутствует, спорный контент остается заблокированным или удаляется».

«Мы считаем, что при условии соблюдения описанной выше процедуры владельцы интернет-сервисов не должны нести ответственность за контент, размещенный пользователями», — заключают руководители компаний.

В своем письме «Яндекс», Google, Mail.ru, «Вконтакте» и «Рамблер» обращаются к правообладателям с предложением пользоваться существующими механизмами прекращения нарушения авторских и смежных прав, но выражают готовность совместно усовершенствовать эти механизмы.

К российским законодательным органам руководители интернет-компаний обратились с предложением как можно скорее на уровне закона разграничить ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности в интернете, в частности, закрепив сложившуюся практику по применению вышеописанной процедуры реагирования на жалобы как критерий применения ответственности.

Сами правообладатели не разделяют позицию интернет-компаний. «Отвечать за пиратский контент должны все — и пользователи, и провайдеры, — уверен Андрей Лукинов, генеральный директор Real Records. — Если интернет-компании считают возможным зарабатывать деньги на сервисах, содержащих пиратское видео, то они должны разработать простое и понятное техническое решение для недопущения появления у них незаконного контента».

Аналогичной позиции придерживается гендиректор EMI Russia/Gala Records Александр Блинов. Кроме того, он считает, что интернет-порталы проявляют избирательность в своем отношении к незаконному контенту — сами находят и удаляют порнографию и экстремистские материалы, но не замечают те, которые размещены с нарушением авторских прав. В Facebook, например, реализивана система автоматической блокировки защищенного авторским правом незаконно размещенного контента, но российские компании не запускают подобную систему на своих порталах, удивляется Блинов.

Источник:news-i.net